Гитары Фаду - это отдельная особенность. Они выглядят как лютня, хотя более плоские по форме. Они в основном 12-струнные и звучат в сочетании с испанскими гитарами. Португальские гитары
(Guitarra)
назывались "kitara" и вели свое происхождение от египетских Hittites, которым более 3500 лет. Римляне ввели распространенное затем в средние века название citara,которое позже трансформировалось в многочисленные названия: cistre, sitar, cittern, cetera или citola. Самые распространенные формы китар в Европе - это, скорее, некое подобие лиры.
Инструмент, который в Португалии называют guitar или guitarra (от испанского) - это старинная виола (vihuela). Виола - инструмент в форме женского тела, ведет свое происхождение с полуострова Иберия и известна еще с 7 века. Инструмент не был заимствован от арабов, как и не был заимствован ими после их изгнания. Виола имеет плоскую форму, которая уже была известна более 1000 лет назад.
В ХХ веке окончательно оформились названия: португальский (иберийский) инструмент стал называться гитарой, а классическая испанская гитара, наоборот, стала называть виолой.
Прекраснейшие мелодии в исполнении группы инструменталистов, включающей португальскую и испанскую гитары, называются Guitarradas - Гитаррáдаш.
http://www.guitarra-portuguesa.com/port/index.html
Говорят, что португальская гитара обладает уникальным звуком, а рецепт ее изготовления остается секретом, который передается от отца к сыну из поколения в поколение. Голос «саудаде» - гитара - почти оказалась, было, на грани исчезновения, но ей удалось не только выжить, а даже стать культовым инструментом, избранным виртуозами классической музыки и исполнителями фаду.
Карлуш Паредеш, португальский гитарист, который буквально влюбился в этот инструмент, сказал как-то, что «...гитарист должен полностью поглощать, впитывать в себя гитару, для того, чтобы извлечь из нее звук... Сначала отец научил меня извлекать сильные, громкие звуки из гитары...»
Когда подобная гитара впервые появилась в Португалии, она была связана лишь с классической музыкой и некоторыми композиторами, писавшими пьесы исключительно для этой гитары. В середине 19 века, когда появилась легендарная исполнительница фаду Мария Севера, был создан миф о единстве гитары и фаду.
С того времени и по сей день португальская гитара – главный и почти единственный в своем роде лирический народный инструмент, который полностью исключен из участия в обрядовых или официальных церемониях. По словам Виега де Оливейра, эту гитару делят две абсолютно разные школы гитаристов и композиторов. Первая связана непосредственно с фаду, где инструмент служит и подчиняется голoсу фадишта. У второй царит звук гитары, которым наслаждаются виртуозы, такие как Карлуш Паредеш. Это и есть знаменитые Гитаррáдаш. Важно, что в обоих случаях португальская гитара утвердила и закрепила свое место на международной музыкальной сцене и ее символизм становится более прочным и продолжает приобретать культовый статус.
http://www.igrejabranca.ru/festas/guitarra.htm
Золотые россыпи Guitarradas
В них слышатся испанские, цыганские, аргентинские и русские мотивы, однако, уникальность их несомненна. Они не похожи ни на что на свете!
Dancas portuguesas (Carlos Paredes)
|